Статьи сотрудников Института государства и права РАН

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории Россииили вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять ПД на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации наименование, адрес, правовая форма компании , цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом ст. Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями статья 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ. В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициямив дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица - в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства статьи 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ. Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима.

инвестиции в России

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне; безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности; необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Об иностранных инвестициях в Российской Федерации Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской.

Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации Оглавление: Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации Статья 4.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу Статья 8.

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями Статья 9. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации Статья Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором Статья

Во втором квартале этого года они составили 6,5 миллиарда долларов. Это больше, чем за весь год, и сопоставимо с досанкционными показателями. Именно прямые иностранные инвестиции придавали качество тому экономическому росту, который был вызван высокими ценами на нефть. Вместе с ними в страну приходят передовые технологии и системы менеджмента. Основным источником таких инвестиций были страны Евросоюза, а после введения санкций, девальвации рубля и обвала нефтяных цен активность нерезидентов в России значительно снизилась, многие планы они отложили до лучших времен или реализовали в других"гаванях".

Новые проекты с участием иностранного капитала появлялись в основном в рамках защищенных и льготных режимов, таких как особые экономические зоны.

Правовой основой, регулирующей инвестиционные отношения в России, является ее Конституция г. Статья 19 Конституции РФ содержит.

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Оценка вложения капитала в уставный складочный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля года ФЗ"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Вопросы и ответы

Законодательное регулирование иностранного капитала в РФ Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики военную промышленность, например , в остальном предоставляя иностранным предпринимателям инвесторам широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности.

Согласно гражданскому законодательству нашей страны ГК РФ, ст. Этот закон регулирует практически все отношения, связанные с предоставлением и сохранением прав иностранного капитала при осуществлении инвестиций то есть при внесении капитала в какой-либо бизнес-объект, расположенный на территории России. Это внесение может быть сделано в виде денег, ценных бумаг см.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» как защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5).

Темп прироста их инвестиций составил 13,4 раза. Опираясь на данные историков, можно констатировать, что роль иностранных инвестиций в дореволюционной России была значительной: Однако, в течение всего периода — гг. Рисунок 1 — Динамика объемов иностранных инвестиций в экономику России в — гг. Что касается прямых иностранных инвестиций, то и их величина крайне незначительна и начинает устойчиво расти с двухтысячных годов, что, конечно, можно связать с некоторой политической стабилизацией и улучшением инвестиционного климата.

Максимальная величина прямых иностранных инвестиций была привлечена в экономику страны также в году — 27,8 млрд. А почти двукратное снижение их величины в и гг. Кроме прямых и портфельных иностранных инвестиций в международной практике и статистике выделяют прочие иностранные инвестиции, к которым относят торговые кредиты, кредиты международных финансовых институтов, кредиты правительств иностранных государств.

Большинство специалистов считают, что прочие инвестиции лишь условно считаются таковыми, поскольку они, как правило, обслуживают товарный оборот или являются временными мерами покрытия дефицита платежного баланса, поэтому учитывать их при анализе не стоит.

ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование

В Центральном федеральном округе уже в г. В этих условиях важное значение имеет стимулирование роста инвестиций. Одним из приоритетных источников капиталовложений в Российской Федерации являются иностранные инвестиции, на что указано в Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от За последние три года происходит снижение иностранных капиталовложений в российскую экономику.

Для привлечения капиталовложений существенную роль играет состояние инвестиционного климата в стране, открытость и доступность информации о нем и об отдельных предприятиях - объектах вложений. В этой связи представляется целесообразным анализ норм законодательства и международных договоров России, регламентирующих отношения, связанные с привлечением инвестиций.

Статья 4. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и (ред. от )"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Часть дополнительно включена с 30 июля года Федеральным законом от 18 июля года ФЗ Статья 7. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу 1. Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права уступить требования и обязанности перевести долг , а на основании закона или решения суда обязан передать свои права уступить требования и обязанности перевести долг другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями 1.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества.

При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Споры о возмещении убытков разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона.

Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы их привлечения

Правовой анализ нового закона представляет интерес как с точки зрения его дальнейшего практического применения, так и в целях выявления основных тенденций в регулировании осуществления иностранных капиталовложений в российскую экономику. Из содержания Закона, в первую очередь, обращает на себя внимание существенное расхождение между его названием и содержанием.

С полным основанием он мог бы именоваться Законом о государственных гарантиях осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации, поскольку центральное место в нем отведено именно этому кругу вопросов. Если в прежнем Законе гарантиям было посвящено 3 статьи 7, 10, 11 , то в ныне действующем - 11 , что составляет вместе со статьями, касающимися предоставляемых инвестору льгот, половину его объема [1]. Дело не столько в количестве статей, отведенных этому предмету, сколько в общей направленности Закона.

Уже в Преамбуле вопрос о гарантиях вынесен на первый план [2].

В данной статье сделана оценка роли иностранных инвестиций в империи конца XIX – начала XX вв. и в экономике Российской Федерации за .

Веселкова рассматривает основные вопросы, относящиеся к участию субъектов Федерации в правовом регулировании иностранных инвестиций. Особое внимание уделяется проблемам разграничения сферы ведения федерального центра и субъектов регионов. Для России как государства с федеративным устройством и значительными межрегиональными экономическими различиями несомненный интерес представляет опыт правового регулирования иностранных инвестиций в странах, для которых также характерна широкая законодательная и административная автономия субъектов.

В мировой практике используются следующие способы обеспечения гарантий и защиты интересов инвесторов: В российской практике защиты интересов инвесторов применяются все эти инструменты, за исключением норм соответствующих многосторонних договоров по инвестиционным вопросам, так как Россия пока участвует в них лишь в незначительной степени. Конституция РФ разделяет сферы ведения федерального центра и субъектов Федерации регионов. Например, гражданское и уголовное законодательство находится в ведении Российской Федерации, а трудовое законодательство, как ни странно, — в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Пределы компетенции субъектов Федерации в правовом регулировании хозяйственной деятельности устанавливались или предмет их ведения в законотворчестве до недавнего времени определялись Соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Например, Соглашением от 27 мая г. Однако 6 июля г. Отказавшись от практики заключения соглашений о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, Федеральный центр не предложил ничего взамен.

Более того, уместно предположение, что международные коммерческие контракты в том числе инвестиционные соглашения с иностранными частными фирмами и корпорациями вправе подписывать региональные власти, или, что то же самое, — власти субъектов Федерации, тогда как органы власти Федерального центра такого права лишены, ибо оно нигде в законодательстве не предусмотрено.

Хай, ТЭК: нефтегаз РФ больше всего привлекает иностранных инвесторов

Указывают дальнейшие направления исследования. Обеспечение устойчивого темпа экономического роста — одна из главных задач для любого государства. В современной экономической и политической ситуации эта задача является одной из приоритетных и труднореализуемых. Следует выявить, может ли страна опираться на собственные силы. Соответственно, для этого надо оценить зависимость ВВП России от иностранных инвестиций.

B статье рассмотрено значение иностранных инвестиций в экономическом развитии Российской Федерации, проблемы при распределении.

Страны с наиболее значительными инвестициями в Россию Составлено автором по . Мировой кризис нанес существенный ущерб национальной экономике. В период с по гг. С учетом девальвации национальной валюты график наиболее вероятного объема притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию до г. Соответственно, модель примет следующий вид: Так, в развитых странах на добывающую промышленность приходилось в среднем в — гг.

Структура накопленных иностранных инвестиций на г. ПИИ практически не поступают в сельское хозяйство, производство машин и оборудования, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Структура накопленных иностранных инвестиций в России по отраслям, Составлено автором по . У России индекс концентрации экспорта в последние десятилетия постоянно увеличивается:

160 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»

Поправки были внесены двумя федеральными законами: Федеральным законом от Указанный закон вступил в силу 1 июля г. Указанный закон вступил в силу 30 июля г.

В данной статьей проведен анализ современного состояния прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. Рассмотрена динамика ПИИ и их .

В Российской Федерации регулирование иностранных инвестиций осуществляется путем применения к иностранным инвесторам общего законодательства страны прежде всего ГК, Закона об акционерных обществах, Закона об обществах с ограниченной ответственностью, налогового, валютного, таможенного и иного законодательства , помимо Федерального Закона от 9 июля г. Правовой основой, регулирующей инвестиционные отношения в РФ, является ее Конституция г.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести, в широком смысле слова, все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную - в частности. В рамках рассматриваемого вопроса, интерес представляют также специальные нормативные акты, то есть акты, содержащие нормы, специально предназначенные для регулирования отношений, связанных с вложением иностранного капитала, прежде всего - отношений гражданско-правового характера.

Центральным источником в системе специальных нормативных актов, регулирующих прямые иностранные инвестиции, является Федеральный Закон от 9 июля г. Настоящий Закон заменил принятый от 4 июля г. Этот этап, в частности, характеризуется появлением отдельных рынков, которые развиваются по законам, присущим рыночной экономике. Это, прежде всего, рынок ценных бумаг, созданный в результате и благодаря проведению экономических реформ.

Перспективы иностранных инвестиций в РФ: возвращение резидента

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также федеральными законами. Федеральный закон от Правовая защита, гарантии и льготы, установленные Законом об иностранных инвестициях, в силу положений пунктов 5 - 6 статьи 4 данного Закона также предоставляются коммерческим организациям с иностранными инвестициями - созданным в Российской Федерации коммерческим организациям, доля участия иностранных инвесторов в уставном складочном капитале которых составляет не менее 10 процентов.

в правовом регулировании иностранных инвестиций,Выселение Однако в статье 73 Конституции РФ специально оговорено: вне.

Уже лет десять читаю как иностранные инвесторы уходят из России Им несть числа Я не доживу до заголовка ,, Последний инвестор сбежал из России ,, Какая-нибудь в России имеет компании дочки и именно они инвестируют, а не иностранный инвестор. Это же Вам не социализм. На самом деле это довольно противоречивый инструмент развития экономики. Да, иностранцы могут помочь в финансировании проекта. Да, это своеобразная страховка от взбрыков наших партнеров. Однако впоследствии эти инвесторы остаются в доле и мы им должны платить вечную дань за пользование, например, заводом.

Гораздо круче, когда вкладывается отечественный бизнес, потому что больше денег остается в стране, а не уходит в карманы европейским и американским"инвесторам".

Александр Разуваев. Иностранные инвестиции в Россию